Шесть новых станций метро и две железнодорожные, километры магистралей с велодорожками и разветвленная трамвайная сеть, миллион рабочих мест и 1,5 миллиона жителей — все это ближайшее будущее Новой Москвы. Стремительные темпы роста ее территорий обеспечивает и стимулирует разветвленная комплексная транспортная система.

Для обсуждения важнейших вопросов развития Троицкого административного округа (ТАО) и Новомосковского административного округа (НАО) столицы в пресс-центре ТАСС собрались члены руководства московской мэрии и многочисленные эксперты: экономисты, архитекторы, эксперты в области транспорта и урбанистики. Для гармоничного развития Новой Москве нужна комплексная транспортная система.

Темой первого блока программы мероприятия стала транспортная ситуация в Новой Москве. Дискуссию открыл глава Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин, который провел презентацию о состоянии дорожно-транспортной инфраструктуры ТиНАО. Вначале докладчик напомнил, что главной целью проекта «Новая Москва» является создание комфортной и безопасной городской среды. Он привел основные цифры, иллюстрирующие развитие ТиНАО, где на территории 148 тысяч гектаров планируется освоить около 40 тысяч незастроенных гектаров земли, построить более 100 миллионов квадратных метров недвижимости, обеспечить проживание около 1,5 миллионов человек и создать около 1 миллиона рабочих мест. Для отдыха жителей будет разбито 12 тысяч гектаров парковых зон, отметил Жидкин.

Владимир Жидкин

Глава департамента сообщил, что объем инвестиций в новые столичные территории на срок до 2035 года составляет 7 триллионов рублей, при этом на транспортную инфраструктуру приходится около 1 триллиона рублей, в основном из городского бюджета.

— За пять с половиной лет мы уже инвестировали в строительство Новой Москвы примерно 800 миллиардов рублей, из них 170 миллиардов — деньги города Москвы. Около 80% из них направлено на создание транспортной инфраструктуры, — сообщил руководитель департамента.

Главное, что удалось достичь за пять лет существования ТиНАО – это обеспечить комплексное развитие территорий, в котором не забыто ни одно направление, отметил Владимир Жидкин. Внимание в равной степени уделялось и строительству недвижимости, и созданию объектов инфраструктуры, и расширению числа рабочих мест, и, разумеется, обеспечению транспортного сообщения, что и стало главной темой панельной дискуссии. Было построено 10 миллионов квадратных метров жилья, создано 100 тысяч рабочих мест, открыто 53 социальных объекта (школы, поликлиники, детские сады), и в некоторых населенных пунктах удалось полностью снять дефицит в этом вопросе. Были созданы 13 парков, в том числе пять парков регионального значения и восемь — муниципального.

Развитие транспортной инфраструктуры в ТиНАО ведется опережающими темпами, заявил Владимир Жидкин. За время существования Новой Москвы были введены в строй две станции метрополитена — «Румянцево» и «Саларьево», проложено 84 километра магистральных дорог, в основном на шесть и восемь полос. Дороги полностью освещены, по бокам сделаны велодорожки.

— Для нас важно сегодня, до постройки объектов недвижимости, обеспечить надежную транспортную инфраструктуру, — заявил Владимир Жидкин.

В целом Новая Москва соответствует статусу крупного транспортного хаба: здесь размещаются два аэропорта – Внуково и Остафьево, проходят две магистрали – Киевской и Калужское шоссе, кроме того южнее ТиНАО проходит Симферопольское шоссе, а на западе – Минское шоссе. Это позволяет размещать в Новой Москве объекты любого назначения.

Глава департамента подчеркнул, что для полноценного освоения территорий необходимо развитие всех частей действующей транспортной системы: железнодорожного сообщения, метро, трамвайных путей, автодорог.

До 2021 года планируется построить 288 км магистралей. Они будут включать в себя четыре, шесть, а местами и восемь полос. В связке с железнодорожными путями и ветками метро это позволит создать в первой урбанизированной зоне (до Троицка) создать опорную транспортную сеть.

До конца 2018 года в Новой Москве появится еще шесть станций метро: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая», «Столбовая» Сокольнической линии, «Говорово» и «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии.

В план заложено создание новых автобусных маршрутов на территории ТиНАО. На сегодняшний день общая протяженность автобусных маршрутов увеличилась почти в два раза и составляет 5,4 тыс. км. За минувшие два года было создано 119 остановок и 22 новых маршрута. До 2020 года планируется ввести в строй еще 56 остановок и девять новых автобусных маршрутов.

Для обеспечения жителей ТиНАО комфортными транспортными условиями будет развиваться и сеть трамвайных маршрутов. Запланировано строительство 178 км трамвайных путей, около 600 остановок и трех депо, сообщил Владимир Жидкин.

Обновление получит и железнодорожное направление — в рамках развития транспортной сетки Новой Москвы будет построено 85 километров путей на Киевском и Калужском направлении, появятся новые станции «Санино» и «Остафьево». Удобные внутренние связи будут обеспечены с помощью поперечных дорог и 24 пересадочных узлов.

«Транспорт есть жизнь!»

Следующий участник дискуссии, учредитель компании «ВТМ дорпроект» Михаил Ткаченко напомнил собравшимся латинское выражение Via vita est — «Дорога есть жизнь». «В современной интерпретации можно сказать, что транспорт есть жизнь», — отметил Ткаченко. Он отметил, что именно транспорт при развитии инфраструктуры формирует специализацию, кооперацию и интеграционные процессы. Транспортная стратегия России до 2030 года главной задачей ставит создание условий для экономического роста, повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения страны через доступ граждан к безопасным и качественным транспортным услугам, подчеркнул Ткаченко. Все это в полной мере справедливо и для территорий Новой Москвы. Эксперт заявил, что без активного развития транспортного каркаса в будущем есть риск столкнуть с градостроительно-планировочными проблемами, свойственными историческим территориям Москвы. Ткаченко отдельно отметил важность поперечных или хордовых связей в транспортной сетке ТиНАО. Обеспечивая доступность и удобство сообщения, они в конечном итоге улучшают логистику доставки грузов для предприятий и снимают социальную напряженность, уменьшая число пересадок, ускоряя путь до работы и домой для пассажиров

Участие инвесторов

Позицию инвесткапитала по транспортному вопросу участникам дискуссии представила председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. Она напомнила, что рыночным продуктом территория, в данном случае ТиНАО, становится лишь с приходом туда транспортной системы. «Без транспортной доступности земля в Новой Москве ­– это всего лишь поверхность: летом зеленая, а зимой белая», – заявила она. Цветкова отметила, что стоимость любого проекта растет минимум на 15%, если появляется информация о планах по созданию вблизи объекта линии метрополитена или дороги. По словам главы правления, другие услуги, например инженерные, инвесторы смогут привлечь сами, оплатив их предоставление. В случае же с транспортом ситуация зависит от действий правительства Москвы. «Наше счастье зависит только от этого», – сказала Цветкова. В связи с этим она высказала два пожелания: информировать инвесторов о планах развития транспортной сети и рассмотреть возможность концессионных соглашений, так как многие представители бизнеса готовы вложить свои средства в создание транспортной инфраструктуры.

Раскрытие потенциала Новой Москвы еще впереди, и зависит он от транспорта

Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди представила собравшимся процесс развития Новой Москвы как части московской агломерации в экономическом аспекте. Она отметила, что в перспективе будет происходить перераспределение экономических источников между «ядром» (старой Москвой) и «периферией». Сейчас на «ядро» приходится около 85% вклада в ВВП со стороны столицы, а потенциалу «периферии» еще предстоит раскрыться в будущем и обеспечить дополнительный экономический рост агломерации в целом. Три вида транспортной инфраструктуры – между «периферией» и «ядром», между муниципалитетами и внутри муниципалитетов – дадут возможности активному дисперсному развитию малого бизнеса, заявила Полиди.

Предприятия Новой Москвы ждут беспрецедентные льготы

Во втором блоке дискуссии о создании новых рабочих мест и развитии предпринимательства в ходе дискуссии рассказал первый заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Артемов. Он сообщил, что на территории Новой Москвы запланировано создание ряда спецтерриторий: промышленных комплексов, технопарков и индустриальных парков. Для них будут предусмотрены особые условия, в том числе в части налогообложения.

Алексей Артемов перечислил системные меры поддержки, которые правительство Москвы разработало для промышленных предприятий Новой Москвы. Это льготные займы для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), предоставление земельных участков без конкурса, субсидии на оснащение производства, поддержка детских технопарков, а также офсетные контракты, которые обязывают предприятие разместить производство на территории Москвы. Особо Артемов отметил программу Made in Moscow, в рамках которой предприятиям субсидируется 80% затрат на выставочные мероприятия для проектов, имеющих экспортный потенциал. Разработана и система налоговых льгот для бизнес-проектов в Новой Москве. Для научных проектов налоговая нагрузка снижена на 17%, для технопарков – на 25%, для проектов в особой экономической зоне – на 34%.

Голос новомосквичей: транспортная ситуация стала лучше

О социальных ожиданиях жителей присоединенных территорий к проекту Новой Москвы рассказал руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. Он сообщил, что за последние годы удовлетворенность «новомосквичей» транспортной ситуацией выросла: если в 2015 году улучшения в транспортной сфере отмечали 61% опрошенных, то в 2017 году таких было уже 71%, а в начале 2018 года – 74%. Большую удовлетворенность транспортной обстановкой выразили те, кто живет в ТиНАО продолжительное время.

Представляя статистику по оценке ситуации с рабочими местами в ТиНАО, Кирилл Родин отметил, что специалисты с высшим образованием чаще вынуждены ездить на работу в границы МКАД, при этом треть жителей Новой Москвы, работающих внутри ТиНАО, имеют среднее образование. Тем не менее, 77% опрошенных готовы работать внутри Новой Москвы с сохранением текущей должности и уровня оплаты. В целом жители Новой Москвы оптимистично смотрят на перспективы развития территории и ожидают, что уровень их жизни сравняется с общемосковскими стандартами по всем параметрам.

Итог дискуссии подвел заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект», координатор проектов МЦУ «Город» Алексей Расходчиков. В первую очередь он поблагодарил Департамент развития новых территорий за высочайшую активность работы и готовность к сотрудничеству. Расходчиков отметил, что постоянный анализ развития Новой Москвы позволил накопить огромный объем материалов. Для обобщения этого ценного опыта он предложил в течение полугода подготовить доклад о текущей ситуации и перспективах развития ТиНАО. Глава департамента Владимир Жидкин с готовностью поддержал инициативу Алексея Расходчикова.

Материалы предоставлены РосИнформБюро