В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) обсудили результаты исследования с использованием международной шкалы SACERS, которая оценивает образовательную среду с точки зрения организации пространства. Директора и педагоги школ, колледжей, эксперты МГПУ пришли к выводу, что кроме редизайна пространства и создания современных, эргономичных условий учебы, в изменение среды необходимо вовлекать детей, наполнять пространство творческими проектами и интересными идеями.

В независимом исследовании SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale) участвовало 59 школ Москвы, в каждой из которых эксперты МГПУ проанализировали среду для обучения по 412 показателям. Согласно результатам в школах наблюдается дефицит пространств для коллабораций, общения и творчества, есть потребность оснащения кабинетов и коридоров мобильной мебелью и местами для игр и отдыха.

Анализ эмоциональной оценки учебной среды показал, что для детей проблемы взаимоотношений выше проблем пространства, некачественная работа строительных организаций воспринимается школьниками особенно остро, они чувствительны к чрезмерной системе ограничений и нуждаются в заботе со стороны педагогов.

Шкала SACERS базируется на критериях удовлетворения потребностей школьников в условиях учебной среды и применяется в Европе и США. По результатам исследования в России участники эксперимента в столичном регионе получили средний балл 4,4 из 7 возможных. Шкала SACERS анализирует школы по 7 критериями. Оценивается эргономичность пространства и меблировка, соблюдение принципов здоровья и безопасности, наличие зон для активной деятельности (столы для игр, открытые библиотеки, познавательные пространства и зоны для творчества), возможности взаимодействия между педагогами, родителями и школьниками, организация учебного процесса, развитие персонала (условия для посещения конференций, методических объединений), создание комфортной среды для детей с ограниченными возможностями. Шкала позволяет оценить, как воспринимают школу дети, и какие изменения следует внести в пространство, – в этом убедились заместитель директора школы № 2101 Оксана Святая и заместитель директора по контролю качества образования школы № 491 Наталья Ермакова. Эти школы участвовали в проекте и озвучили результаты первого этапа эксперимента. В школе № 2101 установили информативные стенды, которые создали педагоги, а в школе № 491 поставили новую мягкую мебель для отдыха. «В столичных школах критически важно поддерживать качество и культуру школьной жизни», – рассказала заведующая лабораторией образовательных инфраструктур института системных проектов МГПУ Елена Иванова.

Исследование SACERS выделило элементы среды, которые имеют эмоциональное значение для школьников. Столовая, раздевалки и пустые коридоры вызывают у детей чувство гнева и опасности, остро воспринимается халатность ремонтных работ в школе. Знание «слабых» сторон позволяет прийти к совместному решению проблем и спроектировать новую, творческую среду с помощью конструктивного диалога между педагогом и учеником. По словам преподавателя начальных классов школы № 1925 Евгении Меркуловой, вовлечение детей и родителей происходит благодаря созданию тематических музеев и экспозиций в кабинетах школы: «Школа № 1925 существует более 20 лет, в этот период мы создали комплекс музеев, которые хранят традиции прошлого и рассказывают об истории культуры и повседневности. В пространстве школы собраны коллекции спортивных наград учеников, живописные миниатюры, музыкальные инструменты, предметы русского народного творчества. В литературной гостиной дети проводят вечера и отдыхают между уроками».

В том, что дети восприимчивы к окружающему пространству, уверена директор Гимназии им. Е.М. Примакова Майя Майсурадзе. Современное оснащение кабинетов, наличие общественных пространств и удобная навигация на этажах создают эстетически привлекательную среду, но в определенный момент дети привыкают к идеальным условиям и начинают ими пренебрегать. «Любая образовательная среда требует неравнодушия со стороны педагогов, – рассказала Майя Майсурадзе. – Важно дать детям возможность генерировать идеи и предлагать свои проекты. В гимназии школьники разработали проекты модернизации четырех зон для встреч и коммуникации, представили макеты пространств, которые мы после дизайнерской доработки хотим реализовать уже к следующему учебному году».
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что дети нуждаются в доступной, безопасной и мотивирующей среде. Следующий шаг – проектирование и редизайн в 31 школе, которые отобраны для реализации исследования SACERS.